• Главная
  • Полезное
  • Статьи, обзоры
  • Кто выиграет, а кто проиграет от вступления 1 октября 2015 года в силу нового закона о банкротстве физлиц

Привлечение на работу иностранцев

В соответствии с частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. 

 Пунктом 1 примечаний к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как следует из ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, — не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

Исходя из изложенного для целей ст. 18.15 КоАП РФ привлечением к работе считается привлечение к работе иностранного гражданина не только при условии заключенного в письменной форме трудового договора, но и при фактическом допущении работника к работе без заключения трудового договора в письменной форме, в том числе с нарушением требований ст. 67 ТК РФ.

При этом отметим, что несоблюдение требований ст. 67 ТК РФ относительно неоформления трудового договора в письменной форме является самостоятельным нарушением, ответственность за совершение которого наступает по части 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а с 1.01.15 г. в связи с вступлением в силу соответствующих изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.13 г. № 421-ФЗ, — по части 3 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, организация, которая фактически допустила к работе иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, при этом трудовой договор в письменной форме так и не оформила, может быть привлечена к административной ответственности по части 1 ст. 18.15 КоАП РФ, если разрешение на работу иностранному гражданину требовалось.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.07.14 г. № А56-70772/2013 суд согласился с тем, что наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения (предусмотренного частью 4 ст. 18.15 КоАП РФ), поскольку доказыванию подлежит фактический допуск данного лица к выполнению каких-либо работ в интересах организации с учетом п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ. Объективную сторону вменяемого организации правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу. Выводы суда в данном случае подлежат применению по аналогии.

Автор: Лидия Горшкова