Новые формы раскрытия информации

25 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, которым утверждены формы раскрытия информации, ожидаемые еще к 1 декабря прошлого года. В целом порядок их заполнения не должен вызвать трудностей, тем более что они содержат также некоторые пояснения. Остановимся подробно лишь на отдельных полях.

 

 

Согласно п. 6 Стандарта раскрытия информации[1] раскрытие УК, ТСЖ и ЖСК информации на сайтах в Интернете, указанных в пп. «а» п. 5 (на сайте www.reformagkh.ru и другом сайте по выбору УК – сайте самой УК, сайте органа региональной власти или сайте органа местного самоуправления) и пп. «а» п. 5 (1) (на сайте www.reformagkh.ru и другом сайте по выбору ТСЖ – сайте органа региональной власти или сайте органа местного самоуправления), осуществляется по формам, утвержденным Минстроем. Одновременно в силу п. 8 этого же документа информация раскрывается УК, ТСЖ, ЖСК по формам, которые утверждены Минстроем. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных п. 3 стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в МКД правомочий собственников в полном объеме.

Вторая норма более общая, и из нее следует, что раскрытие информации на всех источниках, а не только на интернет-сайтах осуществляется исключительно по утвержденным формам.

 

Сроки заполнения

 

На основании п. 16 Стандарта раскрытия информации изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была размещена соответствующая информация, в следующие сроки:

  • на интернет-сайтах – в течение семи рабочих дней со дня изменения сведений;
  • в официальных печатных изданиях – в течение 30 дней со дня изменения сведений;
  • на информационных стендах – в течение 10 рабочих дней со дня изменения сведений.

Вступление в силу новых форм, предполагающих новую детализацию видов раскрываемой информации, следует рассматривать как изменение сведений. Поэтому в указанные сроки данные нужно раскрыть по новым формам во всех источниках. На сайте www.reformagkh.ru такая возможность есть уже с 25.05.2015 (естественно, не обошлось без технических накладок), несмотря на то что Приказом Минстроя РФ № 882/пр Фонду содействия реформированию ЖКХ предоставлен 30‑дневный срок для обновления форм с даты вступления приказа в силу.

Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности

Очень важно, что теперь существует ясность по поводу раскрытия сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. В первой сноске к форме 1.2 указано, что такая информация раскрывается ежегодно в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором УК, ТСЖ, ЖСК осуществляли деятельность по управлению МКД. С учетом этого пояснения в текущей анкете организации дата начала отчетного периода – 01.01.2015, дата конца отчетного периода – 31.12.2015. При этом сведения о доходах (расходах), полученных за оказание (понесенных в связи с оказанием) услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов), формируются нарастающим итогом и должны раскрываться за отчетный период – 2015 год. Следовательно, до завершения года нет оснований заполнять соответствующие поля.

Что касается второй группы показателей, также раскрываемых в форме 1.2, а именно задолженности УК перед РСО за коммунальные ресурсы (в общей сумме и с разбивкой по видам ресурсов), в пояснениях к соответствующим полям указано, что раскрывать следует сумму задолженности за отчетный период. Однако, поскольку сумма задолженности фиксируется на отчетную дату, слова «задолженность за отчетный период» не имеют смысла. В связи с тем, что показатели должны раскрываться по итогам календарного года, сумма задолженности должна быть показана по состоянию на 31.12.2015. Выходит, что в течение года показатель не заполняется.

Здесь же обратим внимание на пояснение в порядке заполнения показателей задолженности перед РСО: в случае прямой поставки коммунального ресурса потребителям указывается нулевое значение. Представляется, что речь идет о ситуации, когда РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг для потребителей. При выбранном способе управления УК (ТСЖ) это возможно, если новый управляющий еще не заключил договор ресурсоснабжения (пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг) и РСО самостоятельно ведет расчеты с собственниками помещений (см. ответ на вопрос 9 из Обзора судебной практики ВС РФ 1 (2014), утвержденного Президиумом ВС РФ 24.12.2014). Во всех иных случаях именно УК выступает в качестве исполнителя и должна располагать всей необходимой информацией. Если собственники помещений перешли на прямые расчеты с РСО, это не меняет правовой статус управляющего как исполнителя коммунальных услуг, вопрос только в информационном обмене между управляющим и РСО.

Информация о привлечении к административной ответственности

 

По поводу заполнения формы 1.3, посвященной данным о привлечении УК, ТСЖ, ЖСК и их должностных лиц к административной ответственности, у управляющих может возникнуть вопрос: за какой период информация должна быть раскрыта по новым формам? Чтобы ответить на него, следует вспомнить, что информация, размещаемая на интернет-сайтах, должна быть доступна в течение пяти лет (п. 6 Стандарта раскрытия информации). До 25.05.2015 управляющие должны были размещать информацию в прежних формах, но в новом (актуальном с 01.12.2014) объеме. Таким образом, представляется, что новые нарушения (по которым возникла обязанность раскрывать информацию после 25.05.2015) должны быть освещены в новых формах, а все остальные, если данные о них сохранились на сайте, повторно раскрывать необязательно.

Договор управления

При раскрытии информации о договоре управления (форма 2.1) требуется указать дату его заключения, дату начала управления домом и приложить копию договора управления в электронной форме в виде файла.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Жилищный кодекс содержит особые требования к форме договора управления МКД: он заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 162). Таким образом, принятое общим собранием собственников помещений решение об условиях договора управления, оформленное протоколом, еще не является заключением договора. Согласно той же норме собственники помещений, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Отсюда можно прийти к выводу, что договор управления считается заключенным с момента, когда его подписали собственники, обладающие более 50% голосов.

Датой начала управления следует считать дату, когда УК приступила к исполнению договора (в частности, начала оказывать услуги по содержанию общего имущества). В части 7 ст. 162 ЖК РФ указано, что приступить к выполнению договора управления нужно не позднее чем через 30 дней со дня его подписания (представляется, речь идет о подписании опять же собственниками, обладающими большинством голосов), если иной срок не установлен самим договором управления.

По поводу опубликования копии договора управления МКД на практике возникает вполне закономерный вопрос о том, что именно размещается: шаблон договора управления (в силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления МКД устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в доме) либо договор, подписанный собственниками помещений. По нашему мнению, достаточно шаблона, в котором были бы отражены условия для конкретного дома. Если есть желание разместить подписанный договор, следует помнить о необходимости соблюдения законодательства о защите персональных данных.

Информация о капитальном ремонте

В форме 2.1 следует указать способ формирования фонда капитального ремонта. В пояснении отмечено, что обозначается способ, выбранный собственниками помещений в соответствии со ст. 170 ЖК РФ, поле заполняется при наличии выбранного способа формирования фонда капитального ремонта. Между тем во многих домах непосредственно сами собственники помещений не принимали такое решение, за них это сделали ОМСУ (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). Представляется, что в этой ситуации способ формирования фонда все равно нужно указать.

Специальная форма 2.6, посвященная сведениям о капремонте, остается пустой, если фонд формируется на счете регионального оператора («котловым методом»). Если же фонд формируется на специальном счете (неважно, УК или регионального оператора) и УК поручена организация проведения капитального ремонта дома, форму нужно заполнить. ТСЖ и ЖСК раскрывают информацию, если фонд формируется на специальном счете.

Сведения об услугах и работах по содержанию и ремонту общего имущества

Одноименная форма 2.3 в окончательной редакции Приказа Минстроя РФ № 882/пр существенно отличается от первоначального варианта, доступного в Интернете. Сейчас УК следует раскрыть по каждой работе (услуге) ее наименование и годовую плановую стоимость. Авторы форм отказались от полей, в которых указывались единица измерения, стоимость на единицу измерения, дата начала действия установленного размера платы, основание для установления стоимости, периодичность предоставления и, главное, исполнитель работ (услуг). Кстати, почти все эти данные необходимо было раскрывать до 01.12.2014, но и теперь они фигурируют в отчете об исполнении договора управления (форма 2.8).

Ввиду того, что специфика содержания общего имущества в МКД обусловлена сезонностью многих услуг и работ, считать услугу по содержанию полностью оказанной можно только по итогам года, и поскольку плата устанавливается минимум на год, при определении размера платы первоначально определяется годовая стоимость каждой работы (услуги), затем она делится на 12 месяцев и на общую площадь жилых и нежилых помещений в доме. В итоге после суммирования ставки платы по всем работам (услугам) получается размер платы за месяц в расчете на 1 кв. м площади помещения собственника.

Обратим внимание, что заполнить эту форму нужно применительно к каждому дому, даже если используются одинаковые параметры для группы МКД.

Сведения об использовании общего имущества

Форма 2.5 содержит множество полей, однако заполнять их нужно в рамках раскрытия информации об управлении МКД при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, объект должен быть передан в пользование третьим лицам, причем неважно, в платное или безвозмездное (если объект не передан в пользование никому, а используется самими собственниками помещений в связи с пользованием самими помещениями, нет смысла перечислять такие объекты).

Во-вторых, представители управляющего МКД должны участвовать в общих собраниях, на которых принимается решение о передаче общего имущества в пользование, и (или) УК должна быть наделена правом заключать договоры с пользователями общего имущества. В этом случае подробно описываются все обстоятельства, связанные с передачей общего имущества третьим лицам. Если же управляющий не принимал участие в собрании и не вступил в отношения с пользователем общего имущества, заполнить нужно только первую часть формы (строки 1 – 4), в которой лишь описан элемент общего имущества, переданный в пользование (наименование, назначение, площадь).

Информация об общих собраниях собственников помещений...

...раскрывается также только в случае участия в данных собраниях должностных лиц УК, ТСЖ, ЖСК. У управляющих возникает вопрос о том, за какой период должны быть размещены данные на сайте www.reformagkh.ru. Прежде всего, необходимо сказать, что до 01.12.2014 следовало публиковать только протоколы общих собраний членов ТСЖ и кооперативов. Требование раскрытия информации об общих собраниях собственников помещений появилось в Стандарте раскрытия информации с 01.12.2014, соответственно, оно применяется в отношении собраний, проведенных с этой даты. Таким образом, если на сайте сохранились данные о собраниях, проведенных в период с 01.12.2014, в новой форме нужно раскрывать сведения о новых собраниях. Кстати, известно, что некоторые управляющие, желающие подстраховаться перед проверкой лицензионных требований, разместили на интернет-сайте электронные копии протоколов всех собраний, проведенных в период управления.

Отчет об исполнении УК договора управления

Пожалуй, это самая интересная форма. Ведь именно по ней УК теперь должна отчитываться перед собственниками помещений на всех источниках раскрытия информации (и дополнительно по иной форме, если она утверждена заключенным договором управления). В данном отчете приводится информация отдельно по каждому МКД за истекший календарный год, которая раскрывается в течение I квартала следующего года (п. 9 (3) Стандарта раскрытия информации). Значит, если отчет за 2014 год был размещен на сайте www.reformagkh.ru вовремя и сохранился при проведении технических работ, следующий отчет будет опубликован только по итогам 2015 года.

Обратим внимание, что форма состоит из нескольких разделов, которые укрупненно можно объединить в три группы:

  • информация об услугах и работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества;
  • информация о коммунальных услугах;
  • информация о ведении претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников.

Содержание и текущий ремонт

Начнем с содержания и текущего ремонта общего имущества. Подчеркнем, что при раскрытии большинства показателей допускается указание нулевых значений. В первую очередь раскрывается информация об авансовых платежах и задолженности потребителей как на начало, так и на конец отчетного периода. Под авансовыми платежами следует понимать суммы, фактически внесенные потребителями в размере, превышающем начисления. Соответственно, задолженность потребителей – это превышение начисления платы над фактически внесенными платежами. Поскольку плата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется в конце месяца, а большинство потребителей вносят ее в начале следующего месяца в соответствии с законом и договором, в учете на конец отчетного периода будет числиться задолженность в размере месячной платы. Кстати, важно понимать, что некоторые потребители могут иметь задолженность, а некоторые – вносить предоплату. Поэтому в отчете могут быть заполнены оба поля одновременно. Впрочем, такая информация и должна быть в бухучете, даже если в бухгалтерской программе принят единый контрагент «население», а аналитический учет по собственникам помещений организован в другом программном продукте или вовсе передан на аутсорсинг[2].

Особое внимание следует обратить на такой показатель, как переходящие остатки денежных средств на начало отчетного периода. В порядке заполнения данного поля указано, что здесь имеется в виду сумма не использованных за предыдущий отчетный период денежных средств по многоквартирному дому, образованная вследствие внесения платы потребителями за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и перешедшая на текущий (последующий) отчетный период. Аналогичным образом раскрывается показатель на конец отчетного периода. Представляется, что речь идет о суммах сборов в некие фонды (к примеру, в фонд текущего ремонта, созданный по решению общего собрания и подробно описанный в договоре управления), которые заведомо будут использованы в другом отчетном периоде. Особенно актуальной эта статья раскрытия информации может быть для некоммерческих объединений граждан. Причем в ней необходимо отражать фактически внесенные (а не начисленные, предъявленные к уплате в платежных документах) суммы, переходящие с одного периода на другой.

Далее необходимо указать суммы, начисленные за год потребителям в данном МКД за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества, общей суммой (имеются в виду суммы, выставленные потребителям к уплате в платежных документах) и с разбивкой по видам услуг: отдельно за содержание дома, текущий ремонт, услуги управления. Такой подход лишний раз подтверждает, что услуга управления МКД должна быть обособлена в договоре. Вместе с тем справедливости ради нужно отметить, что любой из трех показателей может быть равен нулю (в пояснении сказано: допускается указание нулевого значения).

Следующий показатель – общий размер полученных денежных средств за отчетный период по МКД за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту. Его нужно распределить, но не по видам услуг, как начисления, а по видам поступлений (любой показатель может быть нулевым):

  • денежные средства от собственников, нанимателей помещений;
  • целевые взносы от собственников, нанимателей помещений;
  • субсидии;
  • денежные средства от использования общего имущества;
  • прочие поступления.

Эти сведения отражают только фактическое движение денежных средств, предназначенных для оказания услуг и текущего ремонта общего имущества. В частности, раскрыть данные о поступлениях от использования общего имущества нужно только в части, предназначенной для оплаты содержания общего имущества (здесь не надо показывать суммы, поступившие от арендатора и причитающиеся УК в качестве вознаграждения согласно решению общего собрания собственников помещений или направленные на пополнение фонда капитального ремонта за счет доходов от аренды общего имущества).

Возникает вопрос: чем денежные средства, поступающие от собственников, отличаются от целевых взносов собственников помещений? Вероятнее всего, целевые взносы имеют место только у ТСЖ и ЖСК, в отличие от УК, у которой все поступления от собственников и нанимателей помещений являются платой за услуги.

В строке 17 «Всего денежных средств с учетом остатков» формы 2.8 следует привести сумму полученных денежных средств за услуги (работы) по содержанию общего имущества в МКД за отчетный период по дому с учетом авансовых платежей потребителей и не использованных в таком периоде средств. Представляется, что здесь имеется в виду общая сумма денежных средств, фактически полученных УК в свое распоряжение на цели содержания конкретного дома, которая складывается из авансовых платежей потребителей на начало отчетного периода (строка 4), переходящих остатков денежных средств на начало периода (строка 5) и поступлений (строка 11).

В следующих строках отражается информация об оказанных услугах и выполненных работах. В строке 21 указывают наименование работ (услуг), в строке 22 – их годовую фактическую стоимость. Эти показатели, по всей вероятности, должны соотноситься с данными из формы 2.3, где также приводятся наименование работ (услуг) и их стоимость, но не фактическая, а плановая. На основании плановой стоимости устанавливаются размер платы за содержание и ремонт общего имущества, размер начислений. Что же понимается под фактической стоимостью? Некоторые эксперты полагают, что речь идет о фактических затратах УК на выполнение работ, оказание услуг. Однако позволим себе не согласиться с данным подходом. Мы убеждены, что УК не обязана отчитываться перед собственниками помещений за фактический размер расходов, понесенных в связи с содержанием и ремонтом конкретного дома (такая информация раскрывается применительно ко всей организации в целом). Действительно, повышение расценок на подрядные работы, цен материалов, ГСМ, налоговых ставок не является основанием для повышения размера платы (УК вправе лишь предложить собственникам изменить цену договора, но те не обязаны соглашаться), который напрямую соотносится с плановой стоимостью работ, услуг. Точно так же экономия УК на расходах не признается основанием для снижения размера платы, соответственно, не лежит в сфере интересов собственников помещений. Фактический показатель может отличаться от планового в меньшую сторону в связи с официально проведенными перерасчетами (по причине оказания услуг ненадлежащего качества или с недопустимыми перерывами – сумма перерасчета указывается ниже в строке 30), в большую – в связи с повышением размера платы в течение календарного года. В то же время ТСЖ может и даже обязано раскрыть информацию о реальных затратах на содержание и текущий ремонт общего имущества.

Затем необходимо детализировать информацию по каждой работе (услуге), приведенной в строке 21, а именно указать наименование, периодичность выполнения (оказания) (например, раз в год, по мере необходимости, еженедельно, ежедневно и пр.), единицу измерения, стоимость на единицу измерения. В пояснении отмечено, что последние из названных показателей заполняются при наличии информации по детализированной работе (услуге).

Коммунальные услуги

Далее переходим к коммунальным услугам. Здесь также нужно начать с указания авансовых платежей, задолженности потребителей на начало и конец отчетного периода, а также переходящих остатков. Представляется, что под переходящими остатками можно понимать суммы, начисляемые и вносимые потребителями в счет оказания услуг в следующем году (такое возможно в случае начисления платы за отопление по прежним правилам с последующей корректировкой). Ниже придется раскрыть информацию в разрезе каждой коммунальной услуги отдельно. В сноске к форме 2.8 указано, что этот раздел управляющий заполняет, если он является исполнителем коммунальной услуги для потребителей в МКД. Как уже говорилось в начале статьи, переход на прямые расчеты по решению собственников помещений не снимает с управляющего статус исполнителя услуг, как и отсутствие договора ресурсоснабжения, если управляющий сам начисляет и собирает плату за коммунальные услуги.

На что следует обратить внимание ТСЖ?

Приведенные сведения имеют особую актуальность для УК, поскольку соблюдение Стандарта раскрытия информации рассматривается как лицензионное требование. Однако в полной мере данный документ распространяется и на ТСЖ (ТСН), ЖСК, иные кооперативы, осуществляющие управление МКД. Они обязаны раскрывать тот же объем информации, что и УК, плюс дополнительно публиковать годовые сметы доходов и расходов (строка 17 формы 1.1), а также отчет об их исполнении (строка 18 формы 1.1) применительно к товариществу, кооперативу в целом. Также дополнительно в составе общей информации о компании следует раскрывать устав некоммерческого объединения граждан (строка 34 формы 1.1).

Интересно, что согласно пп. «и» п. 3, п. 3 (1) Стандарта раскрытия информации отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год раскрывается в отношении каждого дома, управление которым осуществляет товарищество, кооператив. Однако в форме 2.8 нет места для прикрепления такого отчета, что необходимо, если ТСЖ управляет несколькими МКД и публикует общую смету доходов и расходов по своей деятельности и отчет о ее исполнении. Но в любом случае все показатели из формы 2.8 должны быть заполнены каждым управляющим: УК, ТСЖ, ЖСК.

* * *

Вступившие в силу формы раскрытия информации о деятельности по управлению МКД должны облегчить работу управляющим МКД, поскольку они содержат конкретные требования. Ранее инспекторы на местах, пользуясь правовым вакуумом, выдвигали самые разнообразные и не всегда обоснованные претензии к раскрытию информации в новом объеме по прежним формам на сайте www.reformagkh.ru.

[1] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

[2] Подробнее см. раздел «Аналитический учет по счету 62» в статье Е. А. Пещерской «Принципы бухгалтерского учета в ЖКХ» (№ 1, 2015, стр. 20).

Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"